В этом посте узнает себя каждый, кто хотя бы раз отращивал бороду, но по какой-то причине расставался с ней позже. Берегите бороды, товарищи!
Это случалось с каждым
Из грозного пирата в сияющие младенцы за несколько минут
Научный факт: борода делает тебя сексуальным. Еще один научный факт: усы делают тебя похожим на извращенца.
Каждый долбанный раз.
Батюшка и вчерашний школьник
Именно так это и происходит
Матерь божья
Чувак теперь живет в лампе, зато может исполнять желания
А этому парню откажутся продавать пиво в баре
Настоящие женщины любят бороды
Очень любят бороды
Тот самый момент, когда выходишь из отпуска
Коротко и по делу:
Не устану повторять: Мне бороду носить Большая ЧЕСТЬ!!! А усы они и у бабы есть...
Зачем русскому борода?
Сила Руси – в ее народе. Сила народа, по крайней мере, мужского пола, – в его бороде. Так для чего же русскому человеку нужна была хорошая растительность на подбородке? В годовщину введения Петром I налога на бороды, отвечаем на этот вопрос.
1. Чтобы попасть в Царствие небесное
Патриарх Адриан в конце XVII века написал: «Бог создал человека бородатым: только коты и псы не имеют ее». Все «скобленные» взрослые мужи без разбора отлучались от церкви. Связано это было с тем, что согласно преданию православный человек должен был по наружности соответствовать образу Христа. Так что гладковыбритым мужчинам вход в Царствие небесное был заказан.
2. Чтобы показать свою силу
На Руси мужчин встречали не по одежке, а по бороде. Ее густоте и окладитости. Густая растительность считалась внешним отражением хорошей породы человека и его мужской силы. Люди с плохо растущей бородой признавались чуть ли не вырожденцами. Безбородые, как правило, оставались в бобылях.
3. Чтобы сохранить свое достоинство
Честь у русского человека находилась в бороде. Ущерб, нанесенный растительности на подбородке, являлся тягчайшим преступлением против личности. Еще Ярослав Мудрый установил штраф за выдранные волосы в бороде. За вырванный клок провинившийся должен был заплатить государству 12 гривен. При Иоанне Грозном опальные бояре подвергались позорной гражданской казни: у них выщипывали волосы из бороды. Смыть такой позор можно было только в монастыре или подвигом на войне.
4. Чтобы подчеркнуть свою русскость
Борода считалась даром Господа. И русский народ по этой части был весьма одаренным. Борода была нашим национальным достоянием, которое оберегалось в том числе негласными уставами не вступать в браки с инородцами. Особенно с теми, которых природа не наделила густой растительностью на лице. Согрешивших с «басурманами» легко узнавали по потомству, а точнее – по «козлиным», редким бородам. Несчастных «награждали» статусом «ублюдок» (от слова блуд), и нужно было приложить не мало усилий, чтобы стать полноправным членом общества.
5. Чтобы иметь гармонию в жизни
Борода для русского человека была не только честью и совестью, но и балансиром в жизни. Утрата волос на бороде непременно сказывалась на судьбе человека. К случайно вырванным клокам и выпавшим волосам на подбородке относились весьма серьезно: «облысевший» мужчина, как правило, шел на исповедь, а затем садился на строгий пост. Люди же, которые добровольно избавлялись от бороды, считались одержимыми. Простые люди сторонились их, чтобы не заразиться бесами. Но самым страшным было для русского человека, когда «скоблился» царь. Это воспринималось в народе национальной катастрофой…
6. Чтобы показать свою независимость
В XIX веке борода воспринималась признаком вольнодумства. Не вызывали подозрений бороды у священников, старообрядцев, купцов. Разночинцы же, отпускавшие бороды расценивались как потенциально опасный, ненадежный элемент. В советскую эпоху борода была атрибутом зажиточного крестьянина, священника или академического ученого, а позднее также поклонников подозрительных интеллектуалов вроде Хемингуэя или неформатного Высоцкого. Таким образом, можно утверждать, что ношение бороды — своего рода нонконформизм, показывающий независимость взглядов ее «хозяина» и даже его революционный настрой. Достаточно вспомнить бородатых вождей мировых революций.
7. Чтобы подчеркнуть свою мужественность
Во все времена борода была признаком мужественности и зрелости. Безбородому мужчине даже отказывали в благословении и не пускали на поле боя. Сегодня, во время размытия гендерных границ, ношение бороды может служить дополнительным показателем маскулинности.
Постановления Стоглавого Собора (1551 год)
ОТ СВЯЩЕННЫХ ПРАВИЛ О ПОСТРИЖЕНИИ БРАД.
ГЛАВА 40
Такоже священная правила православным крестьянам всем возбраняют не брити брад и усов не постригати. Таковая бо честь православных, но латынская и еретическая предания гре-Ческаго царя Костянтина Ковалина, и о сем апостольская и отеческая правила велъми запрещают и отрицают. Правило святых апостол сице глаголет: "А ще кто браду бреет и преставится тако, не достоит над ним служити, ни сорокоустия по нем пети, ни просвиры, ни свещи по нем в церковь принести, с неверным да причтется, от еретик бо се навыкоша". О том же правило 11 шестого собора иже в трулле полатнем о остризании брад. Что же о пострижении брады не писано ли в законе: не постризайте брад ваших, се бо женам лепо, мужем же не подобно. Создавый бог судил есть Моисеови рече: "Постризало да не взыдет на браду вашу, се бо мерзость есть пред богом".
Ибо от Костянтина царя Ковалина еретика на том бо ecu знаху, яко еретическия слуги суть брады им по-стризати. Вы же, се творяще человеческого ради угождения, противящеся законом, ненавидимы от бога будете, создавшего нас по образу своему, аще убо хощете богу угодити отступите от зла. И о том сам бог Моисеови речи, и святыя апостолы запретиша, и святыя отцы прокляша и от церкви таковых отвер-гоша, и того ради страшного прощения православным таковаго не подобает творити. И вы, священные протопопы и все свя-щенницы, и всех о тех предиреченных наказаниих по священным правилом детей своих духовных, всех православных крестьян поучали бы и наказывали, чтобы ото всех тех злых отреченных дел престали, и жили бы в чистоте и в покаянии и в прочих добродетелях.
А вы бы, все православные крестьяне, отцов своих духовных чтили и слушали и повиновали-ся им о бозе во всем и честны их имейте, занеже им от бога дана власть над нами: аще кого свяжут на земли, той и на небеси связан будет: аще ли кого разрешат на земли, той на небеси разрешен есть. И вы бы по той данной им от бога власти безо всякого прекословия отцов своих духовных чтили и слушали. А вы бы, отцы духовные, о всем о том брегли накрепко по евангельскому Христову словеси: "Вы есте свет миру, вы есте соль земли. Аще свет стемнеет, то тма кольми паче; аще соль обуяет, то изсыпана бывает вон и попираема человеки".
Якоже и Григорий Богослов речи и Дионисий Ареопагицкий; подобает священнику свету быти таже и осветити; подобает священнику чистоту быти таже очищати; подобьет священнику святу быти таже освящати. И священный Златоуст Иванн написа: "Серафимы есте плотяные, нелепо вам прилежати вину, и сего ради великого страшного священства вам от бога порученная власть вязати и решали, и пасти Христово стадо словесных овец, и вы бы священницы о всем о том потщалися, елика ваша сила, занеже вам отцем духовным по Господни заповеди о всех своих духовных детях и о их единородных и без-смертных душах ответ дати во второе пришествие господа нашего Исуса Христа. Аще сия исправите, то блажени будете и от бога велику мзду восприимете и со дерзновением во он день речете: "Се аз и дети изже ми ecu дал", такоже и сами от владыки Христа сладкого и божественного оного гласа услышите: "Приидете благословеннии Отца моего. Наследуйте уготованное вам царство от сложения миру" и прочее по евангельскому словеси".
Герман Стерлигов
О бороде
Отцы Стоглаваго собора, рассуждая о брадобритии изложили следующее постановление: "Священная правила православным христианом всем возбраняют, чтобы не брить брад и усов не подстригати, таковая бо несть православных, но латинская и еретическая предания греческаго царя Константина Ковалина. И о сем апостольская и отеческая правила вельми запрещают и отрицают... Чтоже, о стрижении брад не писано ли в законе? Неподстригайте брад ваших, се бо женам лепо мужем бо не подобно. Создавый Бог судил есть Моисе-ови рече? Постризало да не взыдет на браду вашу, себо мерзость есть пред Богом; ибо сие от Константина царя Ковалина и еретика суща узаконено есть. На том бо вси знаху, яко еретическия слуги суть, им-же брады пострижены. Вы же се творяща человеческаго ради угождения противяще-ся законом, ненавидими от Бога будете создавшаго нас по образу своему. Аще убо хощете Богу угодити, отступити от зла. И в том сам Бог Моисеови рече, и святые апостолы запретиша, и от церкви таковых от-вергоша, и того ради страшнаго прещения, православным таковаго творите неподобает" (Стогл. гл.40). Апостольское же постановление по запрещению зла брадобрийст-ва заключает в себе следующее изречение: "Не должно также и на бороде портить во-' лосы, и изменять образ человека вопреки природе. Не обнажайте, говорит закон, бород ваших. Ибо сие (быть без бороды) Создатель Бог сделал пригодным для женщин, а мужчинам признал Он непристойным. Ты же обнажающий бороду свою, чтобы нравиться, как сопротивляющийся закону,- мерзок будешь у Бога создавшаго тебя по образу своему" (постановл. св. апостол изд. Казань 1864 года стр.6).
Святии апостоли и отцы церкви, признавая брадобритие ересью, воспрещая православным христианом предаваться сей мерзости, ко исправлению этой эпидемии брадобрийства принимали различные меры. В Большом Потребнике изложено так: "Проклинаю богоненавидимаго блудолюбнаго образа прелесть, душегубительныя ереси еже остризати и брити браду" (л.600 об.). Отцы Стоглавнаго собора, да бы окончательно пресечь зло брадобрийст-ва; они изложили следующее определение: "Аще кто браду бреет и преставится тако, не достоитъ надъ нимъ служити, ни сорокоустия по немъ пети, ни просфоры, ни свещи по нем въ церковь принести, съ неверными да причтется, от еретикъ бо се навыкоша" (гл.40).
Итак, стричь и брить бороду обычай не христианский, но поганых еретиков, идолопоклонников и неверующих в Бога и его Святую церковь. За таковый поганский обычай отцы церкви строго осуждают и наказывают, и предают клятве, и нераскаявшихся и в сем беззаконии преставльшихся, лишают всякаго христианскаго напутствия и поминовения.
7 известных борцов с бородой.
Если бы великороссу, живущему в веке XVII посчастливилось попасть в наше время, то первым дивом для него стало бы не наличие телевизоров, «айпадов» и мобильных телефонов, а отсутствие бородатых мужчин. Будьте уверены, что «гость из прошлого» решил бы, что попал в ад. И, вероятно, был бы не так далек от истины. Так случилось, что смутные и кровавые страницы русской истории тесно связаны с отсутствием растительности на подбородках у ее правителей…
Василий III
Первым русским монархом, освободившимся от волос на подбородке, был Василий III. По легенде, он подстриг бороду, чтобы выглядеть моложе в глазах своей второй супруги Елене Глинской. В безбородом состоянии он проходил недолго, но это Руси чуть не стоило независимости. Пока Великий князь щеголял гладковыбритой молодостью, в гости пожаловал крымский хан Ислям I Герей в комплекте с вооруженными редкобородыми земляками. Дело грозило обернуться новым татарским игом. Но Бог сохранил. Сразу же после победы, Василий снова отпустил бороду. Дабы не будить лиха.
Борис Годунов
Царь Борис, первый «нерюрикович» на Московском престоле, мечтал провести реформы в Русском государстве. Начать он решил с себя, покончив с растительностью на подбородке. Бояре и патриарх всеми силами пытались уговорить царя вернуть бороду, но Борис был непреклонен. Беда не заставила себя долго ждать. В 1600 году на Руси начались погодные аномалии: летом шел снег, зимой – распускались деревья. Следом на страну обрушился величайший за всю историю голод, который продлился 3 года. Цена на хлеб подскочила в 100 раз. Начались народные восстания, а на границе с Польшей объявился самозванец…
Интересно, что Борис Годунов на всех портретах изображен с бородой. Это связано с поздней цензурой – русские летописцы не могли допустить, чтобы царь выглядел как «басурманин».
Федор Годунов
После кончины Бориса царем стал его пятнадцатилетний сын – Федор Годунов. То ли в силу возраста, то ли в силу образованности, о которой говорят историки, Федор Борисович также не отличался бурной растительностью на лице. По этой причине некоторые бояре не хотели давать присягу второму подряд безбородому государю. Единственным верными людьми для Федора стали немцы-наемники. Разумеется, безбородые. В таком положении молодому царю оставалось либо побрить всех бояр, либо самому отрастить бороду. Ни того, ни другого сделать он не успел, пав от рук бородатых придворных.
Лжедмитрий I
У сменившего Годуновых Лжедмитрия тоже не заладилось с бородой. Растительность, которую он пытался отпустить на подбородке, выражалась в паре десятков тонких волосков и предательски выдавала в нем самозванца. По легендам, Лжедмитрий испробовал на собственной физиономии сотни рецептов, стимулирующих рост волос, но все оказалось тщетно. С приклеенной бородой ходить было как-то не с руки, поэтому Самозванец заставил побриться все свое окружение. Воцарившись в Кремле, он хотел было распространить «безбородье» и на бояр, но не тут-то было. Расставаться с бородой бояре не захотели, вскоре с Лжедмитрием I было покончено.
Петр I
При Петре I бородоборчество было организовано в систему. Петр Алексеевич посетил «гладковыбритую» Европу, и понял, что все беды на Руси связаны с растительностью на подбородке. В 1705 году царь издал указ об обязательном брадобритии. Теперь за право носить бороду аристократам нужно было выложить от 50 до 100 рублей. «Бородачи» получали так называемые бородовые знаки, этакие паспорта на бороду. Нелегальное ношение волос жестоко каралось. Царский шут Яков Тургенев по приказу Петра брил провинившихся даже во время балов, снимая острым лезвием с щек вместе с волосами кожу и мясо. Налог на бороду был отменен только императором Александром II.
Павел I
Император Павел I по болезни не имел растительности на лице. Видимо, поэтому бородатых особо не жаловал. Начав реформы в армии, он вознамерился не только построить ее по прусскому образцу, но и избавить ее от последних бородатых офицеров. Задуманное ему удалось осуществить, однако те же безбородые гвардейцы его и погубили.
Иосиф Сталин
«Красный диктатор» отличался паталогической «бородофобией». Вероятно, это было связано с тем, что главный враг Сталина – Лев Троцкий – носил бородку. К концу правления Иосифа Виссарионовича бородатых почти не осталось ни в армии, ни в правительстве. Исключением был, пожалуй, «народный староста» Михаил Калинин. В советских отделах кадров было негласное распоряжение – не брать на работу людей с бородой. Не касалось это только презираемой пролетариями интеллигенции, населявшей НИИ и кафедры университетов. «Сталинское» недоверие к бородатым сохранилось и до наших дней.